?

Log in

No account? Create an account
 
 
12 November 2009 @ 02:48 pm
Чувство вины  
У черных есть чувство ритма,
У белых - чувство вины...

Б. Гребенщиков

Есть много классических, и не всегда положительных, черт характера, раздирающих нас на части. Бывают периоды времени, когда им сложно противостоять. Это наши "черти", они появляются невовремя, склоняют нас к странным поступкам и неадекватному поведению.

Помните мультфильм "Сестрички-Привычки" про мальчика Шумелкина и его привычек: Капризульку, Канительку, Неряшку? И у взрослых такие же, у каждого свой набор: чувство вины, перфекционизм, лень, страх перед ответственностью...

Сейчас у меня дома гостит мама, такая родная и хорошая. Но, в очередной раз выслушав раз пять за вечер, что я виновата в одном, другом, третьем, что это мои какие-то необдуманные поступки и действия приводят к насморку ребенка, к тому, что он сегодня плохо засыпает, что у меня есть работа на вечер, подумала, что многие из черт, если не все, воспитаны нашими родителями, окружением.

Ничего нового в этой мысли нет, я понимаю. Но у осовремененного человека, замученного стрессом и изменчивой внешней средой, и так чувство вины развито до беспредела. Родителям и начальникам, коллегам и друзьям пора останавливаться. Мне рано пришлось стать самостоятельной, хотя бы для того, чтобы больше это не слышать про свои отрицательные стороны. И они стали исчезать...

А если подумать, то любое происходящее в нашей жизни событие можно представить как "спровоцированное" одними или другими нашими действиями, так ведь? И немедленно начать испытывать душераздирающее чувство вины вместо того, чтобы оценить обстановку и продолжать действовать на благо, исправляя ситуацию или просто в нее больше не попадая. Хватит, хватит уже. Причинно-следственные связи есть в мире, а чувство вины придумал человек.

Знаете, почему я с большим удовольствием стала жить отдельно от родителей, хожу на работу? Меня теперь чаще хвалят, а это гораздо полезнее для организма... Похвалите сегодня кого-нибудь, кто рядом...

Спасибо, mormish, за красивую концепцию:
"you may love them, but you don't have to like them"
(ты можешь любить их, но они не обязаны тебе нравится).

 
 
 
Алексей Васильевичalegsey on November 12th, 2009 01:18 pm (UTC)
Это точно. С родителями в основном чувство вины за собой и чувствуешь.
Елена Фамоваfamova on November 12th, 2009 02:22 pm (UTC)
начальники тоже могут воспитать - будь здоров :) видела...
но чаще родители - перед ними дети беззащитнее.
Наташа Мелуаmuzika_dogdia on November 12th, 2009 01:24 pm (UTC)
Да, у наших родителей представление о воспитании какое-то перекрученное не в ту сторону :)) Они считают, что чем больше будут указывать нам на наши промахи и недостатки, тем больше мы сами будем их исправлять и изменяться так, как хочется им. Все это делается с благими намерениями. Тут главное не обидеть их своей резкостью, но и нельзя идти на поводу у этих претензий. Лучше всего жить отдельно. Увы, это далеко не всегда возможно.
Елена Фамоваfamova on November 12th, 2009 02:21 pm (UTC)
Да, намерения только лучшие, это и сдерживает от разбора полетов, я поэтому мягко реагирую, но все равно пресекаю. Потому как никаких позитивных результатов от этого не бывает, если уж я что-то не сделала, то по веским причинам.
А ошибаться может каждый :).
(Deleted comment)
Елена Фамоваfamova on November 12th, 2009 02:08 pm (UTC)
ты тоже :)

разные, согласна. Но у меня есть оба варианта. Мне больше нравится ответственность. А если выращивать чувство вины, оно забивает нормальные последствия чувства ответственности - реальные действия. Поэтому ну его на фиг.
(Deleted comment)
(no subject) - famova on November 12th, 2009 06:55 pm (UTC) (Expand)
Моя селедкаmy_herring on November 12th, 2009 01:52 pm (UTC)
Как же мне нравится твоя проницательность! Сегодня день какой-то, что хвалить некого. Поэтому похвалю тебя =)
А кроме отрицательных сторон, о которых постоянно напоминают, есть еще комплексы. Некоторые родители мастерски умеют выращивать и культивировать их в детях.
Елена Фамоваfamova on November 12th, 2009 02:05 pm (UTC)
я старалась не напрашиваться :)
а если некого, можно ведь и себя похвалить за что-нибудь хорошее, нестрашно.
чувство вины гипертрофированное - тот же комплекс, растет оттуда же, конечно.
многие комплексы родом из детства.
inffuzoria on November 12th, 2009 02:24 pm (UTC)
всё верно...
главное, мне кажется, что постоянным внушением чувства вины и указанием на промахи, постепенно достигается то, что ты начинаешь сам в себя не верить...
это есть нехорошо, от этого надо самоустраняться)
Елена Фамоваfamova on November 12th, 2009 02:30 pm (UTC)
надо, отстраняюсь, но получается как всегда: умом понимаешь, а осадочек остается. увы...

я тут себя на такой же критике поймала. Так не хочется делать так же... ужас. Хоть в лоб себя бей. Буду сдерживаться.
(no subject) - inffuzoria on November 12th, 2009 02:47 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - famova on November 12th, 2009 03:04 pm (UTC) (Expand)
no_fareno_fare on November 12th, 2009 02:37 pm (UTC)
Да, в родителях есть такое.
Вина - это в любом случае навязанное чувство... Обществом, моралью, основополагающими принципами бытия.
Понятное дело, что родители хотят, как лучше, но вот вместо пряника у них чаще под рукой оказывается кнут...
Елена Фамоваfamova on November 12th, 2009 03:04 pm (UTC)
как ты права... навязанное, взрощенное. Кнут еще бы ничего, наверное, но вот родительское порицание... ведь все равно же в целом мной гордятся, но никогда не скажут это мне...
(no subject) - no_fare on November 12th, 2009 03:09 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - famova on November 12th, 2009 03:12 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - shibzdya on November 12th, 2009 03:46 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - famova on November 12th, 2009 06:27 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - shibzdya on November 12th, 2009 06:38 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - famova on November 12th, 2009 06:47 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - shibzdya on November 12th, 2009 06:53 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - famova on November 12th, 2009 06:59 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - shibzdya on November 12th, 2009 07:33 pm (UTC) (Expand)
ShibZdyashibzdya on November 12th, 2009 02:54 pm (UTC)
Да уж, про родителей - чистая правда... Никто не критикует не ругает меня больше, чем они. И почему-то свято уверены, что чем больше тыкать человека носом в его недостатки ,тем упорнее он будет что-то с ними делать... Может, у кого-то и так, но только не у меня - наоборот, руки опускаются (если все равно все плохо и не так - то чего стараться?)
Надеюсь, мне удастся устроиться жить где-нибудь в другом городе, подальше от них :)
Елена Фамоваfamova on November 12th, 2009 03:03 pm (UTC)
Вот я с тех пор как ушла, мои личные качества уже не обсуждаются. Теперь другие поводы для критики - я не так воспитываю ребенка :) и дома что-нибудь не так делаю :))

Заболел - я виновата, дома не так, как у них - я виновата, ну и далее по тексту. А то, что события происходят и без моего участия, или то, что я хочу по-другому, в расчет при этом не берется. В общем, мимо-то пропускаю, но неприятно, очень. Больные места.
(no subject) - shibzdya on November 12th, 2009 03:44 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - famova on November 12th, 2009 06:25 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - shibzdya on November 12th, 2009 06:39 pm (UTC) (Expand)
Еленаelchka on November 12th, 2009 03:04 pm (UTC)
Да родители в этом помощники, хотя и хотят как лучше и вроде любя
Елена Фамоваfamova on November 12th, 2009 03:05 pm (UTC)
любят, конечно, а все равно "помогают" :)
основной аргумент - про хорошее ты и сама знаешь, зачем говорить? какая наивность...
(no subject) - elchka on November 12th, 2009 03:10 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - famova on November 12th, 2009 03:14 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - elchka on November 12th, 2009 03:22 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - famova on November 12th, 2009 03:24 pm (UTC) (Expand)
oksana_mashoksana_mash on November 12th, 2009 03:13 pm (UTC)
Даже интересно - сегодня как раз прочитала статью, про то, что мы слишком часто виним себя во всем безо всяких на то причин.
Правильно ты говоришь - лучше похвалить кого-то лишний раз. Но и себя хвалить тоже надо.
Елена Фамова: лилияfamova on November 12th, 2009 03:16 pm (UTC)
Это гармония мира :-D Я не читала, но, видимо, флюиды уловила.
"лучше похвалить кого-то лишний раз. Но и себя хвалить тоже надо" - вот сейчас пойду как раз этим заниматься. Будем настроение создавать своими руками.
(no subject) - oksana_mash on November 12th, 2009 03:24 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - famova on November 12th, 2009 06:24 pm (UTC) (Expand)
Ритаe_rigby_ru on November 12th, 2009 03:50 pm (UTC)
я очень рано перестала жить с родителями. Меня действительно непрерывно "воспитывали" - не сутулься, причешись, нечего тв смотреть - иди учись и т.п.
Уже я была сама матерью 2 детей, а моя мама меня все одергивала - не говори "блин", одень ребенку то, а не это....
Елена Фамоваfamova on November 12th, 2009 06:23 pm (UTC)
ну... приблизительно, только телик я и так не смотрела :)
сейчас все же меньше, чем раньше. И то хлеб.

Но так очень часто бывает, что похвалить-то родители как раз забывают...
Мормышmormish on November 12th, 2009 03:51 pm (UTC)
тьфу-тьфу-тьфу. Мне повезло.
И без этого хватает своих личных тараканов, которые порою делают общение с родителями слишком трудным. Новая для меня концепция - you may love them, but you don't have to like them :)
Елена Фамоваfamova on November 12th, 2009 06:20 pm (UTC)
я своих "тараканов", когда нахожу, сразу тряпкой гоняю. Но они верткие, собаки :-D
отличная концепция, нравится чрезвычайно, запомню!
(no subject) - famova on November 12th, 2009 06:51 pm (UTC) (Expand)
многодетная нимфеткаada_samarka on November 12th, 2009 04:23 pm (UTC)
обнимитесь с мамой и скажите, что любите ее! :)
Елена Фамоваfamova on November 12th, 2009 06:15 pm (UTC)
это самая лучшая нейтрализация по факту :) я стараюсь все так и завершать, когда она меня расслабляется. Конечно, я ее люблю
Солнечный Котенокnataliasun on November 12th, 2009 05:14 pm (UTC)
А родителям всегда кажется, что дети их все время делаю не то, что нужно.. все время бездельничают, якобы..
Елена Фамоваfamova on November 12th, 2009 06:17 pm (UTC)
ну хочется же оптимизировать, со своей позиции глядючи :) бывает такое, я могу понять, только устаю и без этого...
infinit_streaminfinit_stream on November 12th, 2009 05:15 pm (UTC)
Пост во многом повторяет мои мысли, последний абзац - практически дословно. :)
Елена Фамоваfamova on November 12th, 2009 06:18 pm (UTC)
друг друга понимать - это хорошо :)
natalierikatinker on November 12th, 2009 05:47 pm (UTC)
Капризулька и Неряшка были недостатками.
Ты что, считаешь перфекционизм недостатком??
natalie: navirerikatinker on November 12th, 2009 05:54 pm (UTC)
точнее, не недостатком, а "тёмным" качеством
(no subject) - famova on November 12th, 2009 06:13 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - rikatinker on November 12th, 2009 08:01 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - famova on November 13th, 2009 03:09 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - rikatinker on November 14th, 2009 10:01 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - famova on November 14th, 2009 10:02 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - renat on November 13th, 2009 01:10 am (UTC) (Expand)
(no subject) - famova on November 13th, 2009 03:59 pm (UTC) (Expand)