?

Log in

No account? Create an account
 
 
20 November 2009 @ 01:50 pm
Тайное зло перфекционизма  
По моему твердому убеждению, перфекционизм рожден и взлелеян современным обществом. Обществом, где люди соревнуются между собой, стремятся к успеху, власти, деньгам. Вот только при таком стремлении жизненные цели становятся либо завышенными и потому недостижимыми, либо заканчиваются на пике: объеме средств, должности, известности. А что потом? Потом - пропасть и депрессия.

Из википедии: "перфекционизм — убеждение, что наилучшего результата можно (и нужно) достичь. В патологической форме — убеждение, что несовершенный результат работы неприемлем. Может быть как «нормальной» характеристикой личности, так и невротическим психическим расстройством."

Я бы сказала, что уже само определение несет характер патологичности из-за слова "наилучший". Потому что "наилучшесть" понятие спорное:

- различный смысл закладывается в него разными людьми;
- не всегда нужен именно наилучший результат;
- результат необходим к определенному времени;
- на его достижение у человека есть определенные доступные ресурсы, не больше.

Простой пример: если я вдруг захочу в августе арбуз, то для этого достаточно зайти в палатку во дворе, улыбнуться продавцу, выбрать с ним арбуз, заплатить и вернуться домой.
С точки зрения наилучшего результата как минимум нужно обойти все ближайшие палатки, пересмотреть кучу арбузов, выбрать самый лучший арбуз по самой лучшей цене и пойти домой. А стоит ли овчинка выделки? Нужен ли самый лучший с такими затратами сил?
Тем более, что по факту он также может оказаться обычным :).

По моим наблюдениям, перфекционизм вносит определенные трудности в работу и жизнь человека:

- чувствительность к критике и недовольству окружающих;
- постоянные сомнения в правильности своих и чужих поступков;
- недовольство собой в том, что не получилось достигнуть желаемого идеального варианта, и самоедство как следствие;
- повышенное внимание к своим и чужим ошибкам;
- бОльшие, чем требуется, затраты своих собственных и не только сил на решение задач
- и никакой гарантии, что люди вокруг это оценят и примут.

Сильный перфекционизм не дает спокойно жить ни самому перфекционисту, ни окружающим. Это хороший мотиватор, побуждающий к действию, но совершенной не гарантирующий хороший результат... В погоне за наилучшим легко пропустить просто хорошее и достаточное.

Ну и с позиций жизненного опыта многих людей можно сказать, что идеального не бывает :)
К тому же, неконтролируемый перфекционизм приводит к комплексу неполноценности, к депрессиям... Ну а контролируемый дает то же самое, что и чувство ответственности за свои результаты.

Поэтому я за воспитание здорового пофигизма, чем в себе и занимаюсь с начальной школы, так уж сложилось. Пока вроде как-то получается, но перфекционизм не побежден*.
_______
*Написано из-за того, что мне по воле случая и не первый раз выпала задача сделать сложную работу в одиночку и за очень ограниченное время. На самом деле сделать ее "как следует" при этом невозможно, и меня как всегда переколбасило от этого...

 
 
 
_skazka__skazka_ on November 20th, 2009 10:58 am (UTC)
о как мне это знакомо)
у меня как то совсем плохо получается бороться с перфекционизмом((
Елена Фамоваfamova on November 20th, 2009 11:09 am (UTC)
у меня временами вообще никак :( я могу попустительствовать коллегам, но вот так чтоб не терзать себя за результат - это редко получается...
(no subject) - _skazka_ on November 20th, 2009 11:35 am (UTC) (Expand)
(no subject) - famova on November 20th, 2009 11:39 am (UTC) (Expand)
(no subject) - _skazka_ on November 20th, 2009 11:45 am (UTC) (Expand)
(no subject) - famova on November 20th, 2009 12:04 pm (UTC) (Expand)
тени моих мыслей.....alexashulka on November 20th, 2009 11:04 am (UTC)
Это обо мне. Я когда-то даже жаловалась на себя у себя в жж. Но это в крови. Я уже столько с этим живу, что и уйду, скорее всего, с этим.
Елена Фамоваfamova on November 20th, 2009 11:11 am (UTC)
Аналогично :) врожденное или с детства воспитанное, но сидит очень и очень крепко :)

Работодателю-то ничего, а меня плющит :)) Сидишь, копаешься, а лучше б чай пила да вечерком телик смотрела...
Лёляsherellyn on November 20th, 2009 11:16 am (UTC)
Что касается работы, то я типичная перфекционистка,но это чудесным образом очень гармонично уживается с моим здоровым пофигизмом)))
Елена Фамоваfamova on November 20th, 2009 11:18 am (UTC)
это прекрасно :) когда-нибудь, надеюсь, и я перестану переживать на тему достижимости требуемого результата.
Сколько есть рабочего времени - столько будет работы :))
(no subject) - sherellyn on November 20th, 2009 11:40 am (UTC) (Expand)
(no subject) - famova on November 20th, 2009 11:45 am (UTC) (Expand)
igra_bez_ognyaigra_bez_ognya on November 20th, 2009 11:20 am (UTC)
я перфекционистка
и мне это нравится

кстати, пофигизм у меня тоже присутствует
перфектный!
)))))
Елена Фамоваfamova on November 20th, 2009 11:35 am (UTC)
вот если нравится, значит не перфектная перфекционистка :))) ...а так, в меру.

а вот пофигизм - прекрасное качество... но вряд ли перфектный тоже, он же противоположен перфекционизму по сути? "все важно" или "все пофиг" :)))
(no subject) - igra_bez_ognya on November 20th, 2009 12:10 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - famova on November 20th, 2009 12:13 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
Елена Фамоваfamova on November 20th, 2009 11:41 am (UTC)
ничего, у меня перфекционизм еще в довольно легкой форме :)) я и бороться-то стала, потому что примеры рядом жуткие по жизни встречались...

Да, дома как-то легче. В жизни я его практически тоже победила. А вот на работе осталось, из-за отчетов :))
(no subject) - famova on November 20th, 2009 11:43 am (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - famova on November 20th, 2009 11:47 am (UTC) (Expand)
Аляdiosa85 on November 20th, 2009 11:25 am (UTC)
до накоторого времени это касалось и меня.... НО, в конце концов я поняла, что это отнюдь не мотиватор, а зло......кому становится лучше от того, что ты постоянно себя сама гнобишь???? окружающим??? или может быть себе лучше???? и каждый раз одно и то же: я должна сделать лучше, можно лучше...
Елена Фамоваfamova on November 20th, 2009 11:48 am (UTC)
Больше зло, безусловно. Теперь никаких наилучших результатов, пусть будет просто "хорошее"
(no subject) - diosa85 on November 20th, 2009 12:37 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - famova on November 20th, 2009 01:19 pm (UTC) (Expand)
prumpumpum on November 20th, 2009 01:07 pm (UTC)
Ох да, знакомые чувства. Только, считаю, противопоставлять ему рационализм нужно, а не пофигизм. Потому что пофигизм может резко победить и все.. Под рационализмом мне видится выполнение работы маленькими этапами, каждый из которых улучшает результат. Т.е. чтобы можно было, как только срок подойдет (обязательно должен быть срок!), работу спихнуть такой, какая она есть на текущий момент. Идея выглядит неплохой, только внедрить ее в жизнь пока не удалось :)
Елена Фамоваfamova on November 20th, 2009 01:18 pm (UTC)
то есть складываем правильно перфекционизм и пофигизм и получаем рационализм?
идея выглядит очень хорошо :) не очень легко внедрить, как все разумное и требующее перевоспитания... Но надо, согласна.

Мне на трехнедельный объем выделили 4 дня. Нормально? :)
(no subject) - prumpumpum on November 20th, 2009 01:22 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - famova on November 20th, 2009 01:38 pm (UTC) (Expand)
Ритаe_rigby_ru on November 20th, 2009 01:18 pm (UTC)
я вот пофигистка. Мне бы немножко у кого-нибудь противоположных качеств одолжить...
Елена Фамоваfamova on November 20th, 2009 01:39 pm (UTC)
тебе посылкой или просто с нарочным передать? :) мешок-два? а ты мне пофигизма по бартеру, пожалуйста, очень не хватает :(
palomka: звездаpalomka on November 20th, 2009 01:23 pm (UTC)
Начни уже с себя? Воспитай пофигизм. Сколько можно вкалывать до потери сил? Жизнь живешь сейчас, а не потом когда-нибудь.
Елена Фамоваfamova on November 20th, 2009 01:36 pm (UTC)
я уже давно начала с себя :) только еще совсем-совсем не закончила. Долгая это дорога, у каждого свои вехи для преодоления :)
Но ты права, вкалывать надо бы поменьше...

Хорошо тебе в пилотке! :))
Катяp_urg on November 20th, 2009 01:59 pm (UTC)
А я вот даже не знаю, пофигист я или перфекционист... Мне очень редко что-то надо, в основном такое ко всему философское безразличие. Но уж если надо....
Елена Фамоваfamova on November 20th, 2009 02:11 pm (UTC)
значит, как минимум, ты этим не страдаешь, что уже хорошо :))
Еленаelchka on November 20th, 2009 02:29 pm (UTC)
Я тоже за здоровый пофигизм
Елена Фамоваfamova on November 20th, 2009 02:44 pm (UTC)
отлично :) будем за него вместе :))
(no subject) - elchka on November 20th, 2009 02:47 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - famova on November 20th, 2009 02:48 pm (UTC) (Expand)
staimstaim on November 20th, 2009 02:33 pm (UTC)
похожий пост
Елена Фамоваfamova on November 20th, 2009 02:43 pm (UTC)
Re: похожий пост
ну так в мире всего семь нот... :))

интересно, но понимаешь, я-то не боюсь ошибаться :) перфекционизм взрослого человека далеко не всегда с связан с боязнью ошибок. А скорее со стремлением быть лучшим, а это - просто еще один привязавшийся комплекс.
Re: похожий пост - famova on November 20th, 2009 02:48 pm (UTC) (Expand)
Вадим: Морда 2golova on November 20th, 2009 02:45 pm (UTC)
Болезненный перфекционизм - страшная штука...
Елена Фамоваfamova on November 20th, 2009 02:49 pm (UTC)
страшная... то правдоискатели, то прочие злые люди...
(no subject) - golova on November 20th, 2009 02:53 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - famova on November 20th, 2009 02:56 pm (UTC) (Expand)
ОлЕнькАdetka_tetka on November 20th, 2009 04:36 pm (UTC)
За арбузами бегать не стану, вечно куплю здесь и сейчас, пусть дороже:)
Перфекционизм у меня, мне кажется, вдобленный в голову родителями... поэтому сейчас он возникает спонтанно, очень портит мне настроение:(

Хорошо еще, что все-таки редко, а в остальном, я очень четко понимаю сделать все невозможно, повлиять на всех и вся тоже, поэтому уже и не нервничаю!
Елена Фамоваfamova on November 20th, 2009 08:18 pm (UTC)
ну вот я за арбузами не бегаю, но на работе нападает перфекционизм из-за угла... дома бывает, но в более мягкой форме. Воспитание большую роль играет, конечно. У меня оттуда же :)
Все-таки как хорошо, что сейчас можно и книги об этом почитать, и про других людей услышать... Раньше сидели люди и "варились" только в ближайшем окружении.
(no subject) - detka_tetka on November 20th, 2009 08:27 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - famova on November 20th, 2009 08:56 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - detka_tetka on November 20th, 2009 08:58 pm (UTC) (Expand)
Елена GreenTealotos_tea on November 20th, 2009 05:38 pm (UTC)
Перфекционизм - зло! Мой самый ужасный тормоз... "Или идеально, или никак" - сколько идей похоронено одной этой мыслью. Сейчас уже гораздо меньше мешает, я тоже борюсь за здоровый пофигизм.
Елена Фамоваfamova on November 20th, 2009 08:23 pm (UTC)
вот похороны идей и есть самое ужасное зло. Понимаешь, что ресурсов не хватает, и все - бросаешь цель. Мне помогает чуть разнести во времени дела: разделить их на задачи помельче и по этапам... А еще помогает снизить планку сознательно, оставить, скажем в планах 80% он желаемого максимума... Сразу легче становится.
(no subject) - lotos_tea on November 20th, 2009 08:59 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
Елена Фамоваfamova on November 20th, 2009 08:26 pm (UTC)
быстро отделалась, молодец :)
я вот никак не могу :) периодически думала даже уйти из "думательной" работы на конвейерную или на ту, где "солдат спит, служба идет" :)) но башкой понимаю, что ненадолго меня хватит
(Deleted comment)
Ренат Якубовrenat on November 20th, 2009 07:39 pm (UTC)
Да, перфекционизм - штука небезопасная, пример я уже приводил. Но и пофигизм тоже должен быть умеренным, иначе можно дойти до другой крайности.
Скажем, случилось мне однажды провести несколько дней в одной деревне. Воду брали у соседей, и была она жутко невкусная - употреблять можно было разве что с крепкой заваркой. При этом на соседнем, заброшенном участке, буквально в десяти метрах от "невкусного" колодца, был другой, совершенно замечательный. Отличная вода, все дела.
Но наши соседи и не думали брать из него воду, и скоро он умер. Да, пробежка за водой на другой конец деревни - это избыточный перфекционизм, но в данном случае имел место перебор с пофигизмом.
Елена Фамоваfamova on November 20th, 2009 08:41 pm (UTC)
это лень, что ли, до такого пофигизма доводит людей? странные. 10 метров при значительной разнице - не то расстояние, чтоб не дойти. Невкусная вода, кстати, обычно и вредная вода.

Да мне просто нужно перестать колбаситься и научиться отпускать ситуации, если я не могу в них ничего поменять. Пока мне это делать нелегко :)
germafroditagermafrodita on November 20th, 2009 10:31 pm (UTC)
Как говорила моя трехлетняя дочь: "Папа, мы еще не можем пойти в садик, у меня тапочки неровно стоят!". Вот где ужас-то!:)
Мы с этим боролись-боролись, успехи есть, но поборолись не до конца:)
Елена Фамоваfamova on November 21st, 2009 09:49 am (UTC)
классно :)) зато какая страсть к порядку :)
У моего в этом возрасте тоже так было, а в четыре исправлял произношение детям в песочнице :))
dim_rindim_rin on November 21st, 2009 06:51 am (UTC)
ЗдОрово) И особенно правильно про "- бОльшие, чем требуется, затраты своих собственных и не только сил на решение задач". Абсолютно с Вами согласны.
Елена Фамоваfamova on November 21st, 2009 09:48 am (UTC)
для хорошего результата ничего не жалко! Шучу :)
infinit_streaminfinit_stream on November 21st, 2009 07:16 am (UTC)
да, очень знакомо, я тоже перфекционистка, хоть и жалею об этом иногда...
Елена Фамоваfamova on November 21st, 2009 09:34 am (UTC)
Хорошо, что мы это понимаем :)
Magesnitsamagesnitsa on November 21st, 2009 08:32 am (UTC)
кошмарно быть П., когда знакомишься с людьми, а особенно с противоположным полом...не дай бог, он скажет "экспрессо".
Елена Фамоваfamova on November 21st, 2009 09:17 am (UTC)
это да... но как раз с этим у меня проще всего :) Я в конце института и после института много ездила и общалась с людьми, приходилось находить общий язык в разных обстоятельствах, и как-то с этого времени сохранилось восприятие людей как единого целого: вот как говорит, делает, смотрит, думает - так и нормально. Это может быть "мой" человек, и совсем не "мой", но докапываться до него не стану... Ну и идеальных же нет :) это правда.
в.бостонvalse_boston on November 21st, 2009 09:39 am (UTC)
мне часто хочется чего-то большего, лучшего результата... но надеюсь не до патологии :)
работу свою стараюсь делать максимально хорошо, исправляя мелкие огрехи, которые никто не увидит, и которые ни на что не повлияют. от спортсменов, за которых болею, жду максимального результата, даже когда они добиваются очень хорошего для своих возможностей... ну и много чего еще :)
Елена Фамоваfamova on November 21st, 2009 09:52 am (UTC)
"исправляя мелкие огрехи, которые никто не увидит, и которые ни на что не повлияют."

знакомо :) ничего, мы это знаем, и мы нормальные ответственные люди :)
Алексей Васильевичalegsey on November 21st, 2009 09:56 am (UTC)
Дуалистичен этот перфекционизм!) Будем знать. Отказываться, значит от него не надо, но и злоупотреблять тоже не надо.
Елена Фамоваfamova on November 21st, 2009 10:16 am (UTC)
мне пока кажется, что отказаться от него вообще невозможно :) можно только попытаться на благо употребить...
zig_masterzig_master on November 21st, 2009 01:10 pm (UTC)
Тур Хейердал когда-то в 30е гг нашел самых счастливых людей на планете. Они жили на огромных плывучих плотах в болотах южного Ирака, там же ловили рыбу, выпасали всяких тварей, и пределы своей микроцивилизации не покидали. И не хотели. У них было ВСЕ О ЧЕМ ОНИ ТОЛЬКО МОГЛИ МЕЧТАТЬ.

Не знаю, живы ли эти счастливые люди сейчас, но однозначно одно - счастлив не тот, у кого много всего есть, а тот, кто мало хочет. И может радоваться тому, что ему доступно. Перфекционист тоже может быть счастливым - но только если это образ жизни, а не способ мышления. Иначе будет, как белка в колесе, которая все время куда-то бежит, но остается на месте...
Елена Фамоваfamova on November 21st, 2009 04:21 pm (UTC)
хорошо сказал....
а я вроде и не стремлюсь ни к чему такому, а все равно скачу как белка. Хочу и на работе успеть, и дома, и с сыном повозиться... Все это и в том виде, в каком хочу - не успеваю. И семья важна, и работу не могу бросить, мне нужно занятие во внешней среде востребованное для счастья.
А теперь еще и писать хочется, хотя бы сюда в журнал, но и на это время нужно, даже несмотря на то, что делаю я это быстро :) Нажаловалась, короче.

Наверное, если меня перенести в другую среду, на плот, замедлилась бы и ловила рыбу :)
(no subject) - zig_master on November 21st, 2009 06:06 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - famova on November 22nd, 2009 04:44 pm (UTC) (Expand)